Главная /
Праздничные советы
Праздничные советы
Свадебная шкатулка
Детские праздники
Банкеты и корпоративы
Праздничный мир
Всё о подарках
Занимательные секреты
ПРАЗДНИК – САМ - это сайт стихов и поздравлений, именно поэтому самая главная полезная статья этого раздела, конечно, касается стихов!
На самом деле очень многие могут писать стихи. Начните с раннего возраста играть с детьми в рифмы, и вы заметите, как легко и порой нетривиально они подбирают их.
У детей нестереотипное мышление, благодаря чему порой появляются настоящие шедевры! Главное не забывайте их записывать и поддерживайте ребенка в поэтических начинаниях.
Наиболее часто начинают писать стихи в подростковом возрасте, что очевидно, а также молодые мамы. После рождения малыша, они настолько погружаются в детский мир, что невольно в их головах рождаются замечательные детские стихи.
Как стать стихотворным гением, я вас не научу, им надо родиться, да я и сама им не являюсь. Но вот повысить уровень любительских стихов, можно благодаря простым правилам. Ну, а как же душа, скажете вы, и будете правы, это конечно, в первую очередь, но и у стихов есть свои творческие законы.
Стихи - это музыка слов
По моему мнению, стихи, как музыка, в каждой строке должна быть музыкальность и четкий такт (ритм). Он может меняться в процессе стихотворения, как это гениально в своих детских произведениях использует К.Чуковский. Но одно слово, междометие или даже союз, не должны вдруг выбиваться из такта.
Возьмем, к примеру, известное стихотворение А.С.Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Заменим слово «Голубыми», на слово «Синими»… И вы сразу почувствуете, как что-то стало резать слух.
Под синими небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Как говорится, без комментариев..
Цифровые стихи
Есть абсолютно потрясающие, не знаю, к сожалению, кем созданные, цифровые стихи, где слова заменены цифрами. При этом невероятно четко прослеживается стиль поэта, которым они подражают. Это и есть музыка стиха без слов.
Пушкин:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Маяковский:
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Есенин:
14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2.000.047........
Собственно о музыкальности также писал К.Чуковский. Чуть ниже, я дам краткий перечень его «12 заповедей для детских поэтов»
Скучные рифмы
Парные прилагательные или парные глагольные рифмы (особенно в неопределенной форме глагола) мгновенно отличают и выдают любителя от профессионала.
Впрочем, я и себя не считаю профессионалом, скорее - учеником "хорошистом".
Так вот, такие рифмы скучные и можно сказать примитивные.
Пример:
Вышли дети погулять,
В переулке мяч гонять...
Как видно рифма находится в глаголах. Попробуем переиначить, сохранив общий смысл, хотя сменятся акценты...
Дети вышли на прогулку,
Мяч гонять по переулку.
А вот, еще вариант с менее явной рифмой, кстати, опять меняются акценты...
На прогулку вышли дети,
Мяч летает, словно ветер.
Одним словом, существует масса возможностей для поэтического творчества…
Можно сочетать разные части речи: гонять – пять – опять …
С прилагательными тоже самое, согласитесь сплошные рифмы на подобии: прекрасный – красный – страстный .. тоже не очень …
Стоит отметить, что все это становится неважным в руках настоящих талантов.
На тему рифм, есть немало хороших научных работ, я лишь коснулась верхушки айсберга.
А теперь перейдем к совсем другому важному аспекту, который очень волнует молодых авторов.
Как защитить авторские права на свои стихи
Конечно, мечта каждого поэта или писателя, чтобы его издавали в формате книжных печатных изданий. И неважно, что сейчас уже большинство читают электронные версии произведений. Держать собственную книгу в руках - это ни с чем несравнимая вершина счастья. Впрочем, популярность в интернет пространстве, может быть не менее колоссальной. А значит, можно начать размещать стихи или другие писательские труды на сайте, на странице в соц.сети и т.д.
Тем более, что пробиться в издательство, начинающему автору практически невозможно.
Однако, интернет - открытое пространство, и что же делать, если то, что вы разместили, будет подло украдено и даже записано под чужими именем… И ладно если это воспитательница детского сада, просто позаимствовала несколько строк для сценария утренника, а если кто-то на ваших трудах стал зарабатывать деньги, и это не вы…
Да, вам придеться судиться. Но главный вопрос, как доказать, что это написали вы.
Не стоит полагаться на то, что весь криминальный отдел полиции бросится изучать возраст ваших черновиков, если они вообще сохранились...
Есть простой надежный способ, кстати, сообщив о котором «вору», у вас, скорее всего, дело до суда и не дойдет.
Этот способ мне (автору этой статьи и создателю этого сайта) подсказали сотрудники Патентного бюро, которые в одно время располагались у меня в соседнем офисе.
Прежде чем, где-либо опубликовать или даже отнести в издательство, свои произведения (стихи, романы, книги) распечатайте их, отправьтесь на ближайшую почту, и отправьте их себе! Отправлять надо заказным письмом с описью, в которой, вы опишите кратко, что внутри - название произведения и кто автор (то есть вы).
При отправке вам также сразу дадут почтовую квитанцию со всем, что вы описали, там будет дата и все прочее. Вам останется только получить свою же почту и бережно хранить ее, НЕ распечатывая, а также, конечно, хранить квитанцию.
Все это, в любой момент, может быть вскрыто прямо в зале суда, и послужит неопровержимым доказательством вашего авторства, учитывая сроки публикаций вашего оппонента.
В завершении хотелось бы отметить, что мы ведем речь о действительно наглых и вопиющих случаях, где невозможно решить вопрос простой просьбой удалить с сайта… А ведь еще зачастую бывает, что например, стихотворение, может случайно разойтись по интернету, и по середине дороги просто потерять имя автора. От этого никто не застрахован, но и «пороть горячку» сразу не стоит, у вас большие шансы решить все мирным путем.
На этом всё. Теперь, как и обещали «12 заповедей детского поэта» от К.Чуковского, которые на наш взгляд, во многом актуальны для любых стихов.
12 заповедей детского поэта от К.Чуковского из книги "От 2 до 5"
1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.
"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную."
2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность - образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.
3. Словесная живопись должна быть лирична.
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
"Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах, ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска".
4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.
5. Повышенная музыкальность поэтической речи.
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.
"Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве:
Ах, почаще б с шоколадом…
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши. Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, - «Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов."
6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.
7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.
8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки.
9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.
10. Речь строится на глаголах.
11. Поэзия должна быть игровой.
Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.
12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.
Есть и тринадцатая заповедь. Она была написана позже, но Корней Иванович не был бы собой, если бы не написал её: детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит.
PS Хочется еще раз отметить, что это краткая версия правил Чуковского, мы настоятельно рекомендуем ,найти полный текст книги.
Советы по темам:
Свадебная шкатулка
Детские праздники
Банкеты и корпоративы
Праздничный мир
Всё о подарках
Занимательные секреты
|